Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

официальный сайт

Администрация Нехаевского муниципального района

Ресурс для слабовидящих

В числе победителей областного конкурса

В числе победителей областного конкурса 28.02.2017
Культура и спорт

В декабре прошлого года были подведены итоги областного конкурса «Музей ХХI века», где сотрудники Нехаевского районного краеведческого музея не только приняли участие, но и, подготовив емкую, насыщенную историческими фактами работу, смогли стать победителями в номинации «Краеведение». Работа «Музейный экспонат как повествователь истории рода» А.А. Таракановой получилась интересной и объемной, и сегодня мы предлагаем ее нашим читателям в сокращении. С полным ее вариантом желающие смогут познакомиться в районном краеведческом музее.

Музейный экспонат как повествователь истории рода  

«…Испокон веков главной опорой казачества была православная вера. Казачье православие сохраняло свою специфику, соединяя христианство и воинские традиции. Казак считал себя защитником Веры Христовой, в широком смысле – защитником справедливости...

…Вся жизнь казака была связана с православными обычаями. Родился сын в казачьей семье, и он от рождения являлся казаком (в казаки сына казачьего не принимали!). На восьмой или сороковой день несли крестный и крестная (нареченные мать и отец) новорожденного в церковь крестить, показывая тем самым, что родился воин Христов, казак – защитник веры православной.

Когда у казачонка прорезался первый зуб, отец брал его с собой в храм и заказывал молебен о том, чтоб сын его вырос храбрым казаком. Ни богатства, ни должности, ни славы хотел отец для своего сына, а отваги и чести.

Образование детей также было связано с церковью. Низшим - начальным - было приходское училище, одно или двухклассное.

Когда подходило время жениться, молодые венчались в церкви. Уходя на военную службу и возвратившись с нее домой, казак должен был отслужить благодарственный молебен за то, что вернулся живым и здоровым. И в последний путь казака провожали погребальным обрядом. Был освященный веками обычай поминовения убиенных и усопших предков.

Казаки проявляли заботу о содержании станичных храмов, в которых хранились все казачьи реликвии. Из станичных доходов выделялись средства на строительство новых церквей, на их ремонт и содержание.

...Михаил Николаевич Карпов, житель станицы Нехаевской, передал в дар музею книгу «Евангелие».

Данная книга принадлежала казачьему роду Карповых хутора Соколовского станицы Тишанской (ныне Нехаевского района). Прадед дарителя, Иван Степанович Карпов, по этой книге обучался в церковно-приходской школе ст. Тишанской. Затем книга была передана старшему сыну Виктору Ивановичу Карпову, ушедшему на службу царю и Отечеству и погибшему в Гражданскую войну. Каменский земляк–сослуживец принес и передал походный вьюк его жене, бабушке Михаила Николаевича (по отцовской линии). После смерти бабушки Марии Павловны Карповой в 1956 году ее приданный сундук вместе с содержимым достался дочери и сестре отца дарителя, а затем уже ее дочь в 2000 году передала «Евангелие» Михаилу Николаевичу. Дата выпуска книги не установлена, но факт, что она подклеена старинными газетами за 1897 год, дает основания полагать, что создана она была не позже первой половины XIX века, а затем бережно содержалась и подклеивалась. Книга была читаема, подтверждением этому служат потертые истонченные страницы, отдельные отрывки, подчеркнутые карандашом. Например, обведен карандашом стих 35 главы 13 от Луки: «Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажите: благословен грядый во имя Господне!». Рядом с этим абзацем заметка: «Повторить 3 раза».

Интересно, как Петербургская газета, которой подклеена книга, попала в наши края, в далекий хутор Соколовский? Чтобы найти ответы на этот и другие возникшие вопросы, во время встречи даритель книги М.Н. Карпов поведал, что его дед (второй владелец книги) Виктор Иванович Карпов 1878 года рождения служил под Санкт-Петербургом в 1897-1899 годах. Вернувшись в родные места, он женился на уроженке того же хутора Марии Павловне Решетниковой. В 1913 году в семье появился первенец – сын Миша. В 1915-ом еще один – Коля, а еще через два года – дочь Анна. Но счастливую мирную жизнь казачьей семьи Карповых нарушила братоубийственная Гражданская война. Глава семьи воевал в казачьих войсках, оставался до конца жизни верным царю и Отечеству и погиб в 1919 году под Астраханью. Сослуживец Виктора Ивановича, его друг и земляк из Каменки Федор Жилейкин, как положено по казачьей воинской традиции, принес супруге убитого друга его фуражку и походный вьюк. В нехитром солдатском имуществе и обнаружила Мария Павловна книгу «Евангелие», сопровождавшую ее супруга все военные годы.

Закончилась Гражданская война, наступили новые времена. Широкомасштабное расказачивание, запрещение даже слова «казак» и ношения лампасов. Люди пытались скрывать свое казачье происхождение.

Мария Павловна спрятала книгу в сундук, бережно хранила ее на протяжении многих лет. Кто знает, сколько раз она перелистывала и перечитывала ее в надежде прикоснуться хотя бы мысленно к тому времени, когда книгу брал в руки ее убитый муж. Сколько было бессонных ночей и выплаканных слез, сколько было трудностей в воспитании троих детей в такое тяжелое время!

В 1931 году был репрессирован свекор Марии Павловны, а родовое гнездо мужа снесено с лица земли. Через несколько дней пришли и за Марией Павловной. Она покорно собрала детей и готовилась отправиться на переселение в Коми ССР. Вместе с детьми и другими зажиточными односельчанами семья отправилась в дорогу. Но здесь вмешался случай или, как говорят в народе, «не было бы счастья, да несчастье помогло». В Тамбовской области, под Мичуринском, старшему сыну Мише стало плохо. Их высадили с поезда и разрешили вернуться в родной хутор. Несколько недель они добирались до родных мест. Тайком прожив несколько месяцев у родственников, вернулись домой.

Поулеглись страсти, Мария Павловна пошла работать в колхоз, жизнь потекла своим чередом. В 1937 году старший сын призвался на срочную службу, младшие учились в Соколовской школе. Но вновь мирную жизнь нарушила война. Сын Миша после срочной службы сразу был призван на фронт, в 1942 году пропал без вести под Новороссийском. Сын Николай вернулся с войны настоящим героем, с орденами и медалями, а главной наградой для матери было то, что он был жив и здоров. В 1956 году Марии Павловны не стало, ее дочь Анна сохранила Евангелие у себя. Незадолго до своей смерти она позвала Михаила Николаевича Карпова и передала ему семейную реликвию как старшему мужчине в семье. Михаил Николаевич решил, что этот дорогой для его семьи предмет должен пополнить историческое наследие его малой родины, где жили, живут и буду проживать потомки казачьего рода Карповых.

В настоящее время у самого первого владельца книги Ивана Степановича Карпова 8 правнуков, 15 праправнуков, и с каждым поколением род Карповых продолжает увеличиваться. Трое из праправнуков Ивана Степановича, как когда-то их прадед, связали жизнь с военной службой. И, кто знает, может быть благодаря крепкой вере, бережному хранению семенных ценностей и традиций, эта семья достойно перенесла все тяготы, выпадавшие на их долю. В тяжелое время многие отказывались от своей исторической Родины, отрекались от православной веры, нарушали верность присяге, отступались от своего казачьего происхождения. Представители семьи Карповых, несмотря на то, что множество раз на кону стояла их жизнь, сохраняли твердость своих убеждений, оставались преданными основным заповедям казачества…»



Возврат к списку

Законодательная карта   Поиск   Карта сайта