Мониторинг организации доступной среды для инвалидов

Социальная сфера
Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предписывает обеспечить доступность объектов и услуг для инвалидов всех организаций независимо от их организационно-правовых форм.
Обеспечение доступности среды для людей с ограниченными возможностями является одной из важнейших социально-экономических задач, которая затрагивает права и потребности 197 тысяч инвалидов Волгоградской области. Необходимость решения этой задачи вытекает как из требований российского законодательства, так и из международных обязательств Российской Федерации.
Для реализации требований Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году, Федеральным законом № 419-ФЗ были внесены изменения в 25 законодательных актов Российской Федерации, которые направлены на создание взаимоувязанной системы полномочий, функций органов государственной власти и порядков содействия инвалидам в реализации установленных общегражданских прав.
Так, в регионе в 2015 году была проведена серьезная работа по законодательному закреплению обязательств по выполнению Конвенции. Контроль за ходом исполнения работы по реализации положений Конвенции осуществляется межведомственной комиссией по проблемам пожилых людей и инвалидов Волгоградской области, которая осуществляет координирующую роль деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения.
В органах исполнительной власти и местного самоуправления Волгоградской области проведен анализ регионального законодательства в сфере установленных полномочий.
В результате на новый качественный уровень переведена региональная правовая база: принято 29 нормативных - правовых актов, обеспечивающих условия доступности для инвалидов объектов в сфере городского транспорта, здравоохранения, социальной защиты, занятости, культуры и отдыха, образования (молодежной политики), торговли, общественного питания, бытового обслуживания, информации и связи, физкультуры и спорта, избирательного права, жилищно-коммунального хозяйства.
На уровне региона впервые принят закон области от 27 октября 2015 г. № 182-ОД, предусматривающий обеспечение доступности людей с инвалидностью к торговым объектам.
Работа по совершенствованию нормативных документов продолжается и в 2016 году.
По поручению Минтруда России с 01 января 2016 г. органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области осуществляется мониторинг по исполнению основных положений Федерального закона № 419-ФЗ. Непосредственное осуществление мониторинга проводится комиссиями (рабочими группами) по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения (далее – комиссия, МГН), созданными на территории муниципальных районов, с обязательным участием общественных организаций инвалидов.
Цель мониторинга - информирование руководителей организаций труда и занятости, социальной защиты, здравоохранения, образования, информации и связи, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли, общественного питания бытового обслуживания о соблюдении с 01 января 2016 г. положений Федерального закона № 419-ФЗ.
В процессе проведения мониторинга члены комиссий обращают внимание руководителей организаций на соблюдение норм, предусмотренных законодательством: обеспечение доступности к месту предоставления услуги; выделение на автостоянке не менее 10% мест для парковки автомобилей инвалидами и соблюдение порядка их использования; возможность самостоятельного передвижения инвалидов по территории объектов, где предоставляются услуги; обеспечение сопровождения инвалидов по зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата; оказание помощи инвалидам в преодолении барьеров при предоставлении им услуг; размещение оборудования и носителей информации с учетом потребностей инвалидов; устройство входных групп с учетом потребностей инвалидов и ряд других.
По состоянию на 01 марта 2016 г. мониторинг проведен на 1472 объектах. Важно отметить, что проведение мониторинга на сегодняшний день показывает реальную картину доступности объектов и услуг для инвалидов и МГН в регионе по сферам установленных полномочий.
Наиболее высокий показатель несоблюдения норм проведения обучения сотрудников об условиях предоставления услуг инвалидам выявлен по негосударственному сектору. На сегодняшний день выявлено 52% несоблюдения данной нормы.
Для организации сопровождения инвалидов по зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата руководителям организаций всех сфер жизнедеятельности необходимо определить ответственных должностных лиц.
Выявлено несоблюдение нормы предоставления услуг инвалидам по слуху с использованием русского жестового языка. Только в сферах социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта соблюдается данная норма, что составляет 3 % от общего количества обследованных объектов.
Выделение на автостоянке не менее 10% мест для парковки автомобилей инвалидами и соблюдение порядка их использования соблюдено лишь в 25 % обследованных объектов, но это несоблюдение обусловлено и тем, что ввиду отсутствия прилегающей территории в учреждении отчасти невозможно организовать автостоянку.
Несмотря на то, что в регионе проводится большая работа по обеспечению доступности объектов, результаты мониторинга доказывают о необходимости активизации работы в данном направлении, и особенно в части работы с негосударственным сектором.
Результаты мониторинга послужат руководством к действию по обеспечению условий доступности для инвалидов и МГН.